Фрагмент для ознакомления
2
Однако последующие периоды развития истории культуры внесли свои коррективы в имеющиеся представления об устройстве мира. Во времена средневековья уже не было представлений о том, что существует сакральный мир. Люди отдалились от богов, они не могли с ними общаться. Представление о сакральном мире постепенно исчезло из менталитета. Это связано не только с переходом от язычества к монотеизму. Характерной чертой является изменение философии и религии в целом. Изменилось само отношение к богу, который стал для человека недосягаемым. Связь между богами и людьми была потеряно. Всё это находит свое отражение в искусстве, культуре [10].
Важно отметить влияние христианства на представления людей. Бог представлялся человекоподобным, также, как и боги античности. Об этом свидетельствует Библия, в которой говорится о том, что Иисус Христос, являясь одной из ипостасей единого Бога, родился в человеческом облике и находится среди людей. Такое представление о Боге характерно для западного типа культуры.
Однако в античной Греции и Древнем Риме господствовало антропоморфное представление о богах. На востоке боги чаще всего изображались в виде животных, которые имели определенные черты человека. При этом, черты животных тесно переплетались с искаженными человеческими чертами. Например, животное тело могло содержать несколько рук или ног, характерным было наличие крыльев. Форма головы сильно менялась. Особенно ярко восточные черты развития культуры и искусства проявлялись в Европе.
Важной чертой искусства Древней Грации была образность. При этом люди верили в богов, и много внимания уделяли сакральности образа. Соответственно, сакральность, монументальность лаконичность также были характерны для образа. Все произведения искусства должны были соответствовать установленным канонам. Это характерная черта западного типа культуры. В то время, как в восточном обществе художественные каноны были более динамичными и менялись в зависимости от ситуации и эпохи.
Тем не менее, обязательно существовали определенные правила и принципы, которые определяли основные направления и тенденции развития различных видов искусства. Основной чертой образа следует рассматривать лаконичность. Прежде всего, речь идет о лаконичности и средствах выражения, при помощи которых можно сосредоточить внимание на смысле и глубокой образности. Произведения не нуждается в применении специфических иллюзорных приемов. Для образа не характерно применение разнообразных выразительности.
Различные представления, взгляды и верования людей, их представления о прекрасном и ужасном, выражают себя посредством образности. Образность всегда выразительна, оказывает воздействие на сознание человека, различные виды его деятельности [7].
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Базовое понятие в теории искусства, где оно определяется как создание и восприятие художественных образов — особой формы отражения действительности. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Отсюда двойственность понятия «образ»: как мыслительной модели действительности и как её восприятия и воплощения в материальной форме. Эта двойственность разрешается введением дополнительных понятий: прообраз, изображение, образное представление, образное мышление в художественных формах. Прообразы всех вещей существуют идеально, но они мыслятся, представляются [8].
Образы находят свое выражение в различных произведениях искусства, в первую очередь, в литературе. Одним из наиболее богатых источников ярких образов, воплощающих в себе основные идеалы своего времени, является эпос. Наиболее известен гомеровский эпос, в котором находят свое воплощение различные мифологические и реальные герои. Одним из основных образом гомеровского эпоса является образ Ахилла [9].
2. Особенности и происхождение образа Ахилла
Ахилл представляет собой главного героя «Илиады», написанной Гомером. Во многих источниках предполагается, что это вымышленный герой, который напрямую связан с сюжетом произведения. Тем не менее, относительно происхождения этого образа до сих пор ведутся многочисленные споры. Одни исследователи предполагают, что он герой вымышленный, другие считают, что существовал реальный прототип, с которого автор списал этот образ.
Предполагается, что образ Ахилла взят из исторической реальности, и отражен в сюжете произведения. Тем не менее, до сих пор окончательного ответа о том, каково же происхождение образа Ахилла, не существует. Подтверждением историчности Ахилла, и факта его существования, является тот факт, что по произведениям Гомера была открыта Троя. Соответственно, сказание о Троянской войне и Трое не является выдумкой, стало быть и Ахилл является реальным историческим персонажем. Тем не менее, есть исследователи, которые отвергают достоверность этой информации и реалистичность сюжета [11].
Они утверждают, что Троянской войны не существовало, и не признают факт существования Трои. Соответственно, такие исследователи отрицают существование Ахилла, и считают его образ вымышленным, специально для того, чтобы создать произведение. Это подтверждается тем, что по сюжету, среди основных противников Ахилла нет ни одного человека, у которого было бы восточное имя, которое было бы отражено в хеттских источниках. Исключение составляет Александр, имя которого действительно восходит к имени исторической личности – царя Александра. Другие же личности, являющиеся персонажа «Илиады», не нашли подтверждения и связи с реальностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла: Истоки морали в архаическом обществе (по материалам гомеровского эпоса). М.: Альфа-М, 2013. 224 с.
2. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича; изд. подгот. А.И. Зайцев. Л.: Наука, 1990. 572 с.
3. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. В.В. Вересаева; сост., вступ. ст. и коммент. А.А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1987. 400 с.
4. Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. 270 с.
5. Ермишина Н. Д. Культурология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста, 2016. – 296 с.
6. Ермишина Н.Д. Европейское Средневековье в контексте понятий западный и восточный типы культуры // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2015. - №10(19). – С. 46-49.
7. Йегер В. Пайдейя. Т. 1: Воспитание античного грека / Пер. с нем. А.И. Любжина. М.: Греко-латин. каб., 2001. 393 с.
8. Краусс Р. Скульптура в расширенном поле // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистические мифы / [пер. с англ. Мавеевой и др.].- М. Издательство “Художественный журнал”, 2013. – 278 с.
9. Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира / Гл. ред. С.А. Токарев. Т. 2. М., 1987. С. 25–28.
10. Ницше Ф. К генеалогии морали: Полемическое сочинение / Пер. с нем. К.А. Свасьяна // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 407–524.
11. Тахо-Годи А.А., Мелетинский Е.М. Герой // Мифы народов мира / Гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. М., 1987. С. 294–297.
12. Храмова М.В. Создание единства образа скульптурной композиции // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГАСУ». - 2020. - № 2 (32). - С. 32-36.
13. Шичалин Ю.А. Арете // Новая филос. энцикл.: в 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина, А.А. Гусейнова, А.П. Огурцова, Г.Ю. Семигина. Т. 1. М., 2000. С. 166–167.
14. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 295 с.
15. Crotty C. The Poetics of Supplication: Homer’s Iliad and Odyssey. Ithaca; L., 1994. Р. 140–142.
16. Paludan A. Chinese sculpture: a great tradition. Chicago: Serindia Publications. – 2017. – 396 р.
17. The Design and Analysis of «Quantum Cloud» / / LUSAS: информ.- справочный портал. URL: http://www. lu- sas. com/ case/civil/gormley.html (дата обращения: 04.05. 2021).
18. Weil S. The Iliad, or the Poem of Force / Trans. by M. McCarthy // Weil S. An Anthology. N.Y., 1986. Р. 182–195.
19. Yan H.K.T. Morality and Virtue in Poetry and Philosophy: A Reading of Homer’s Iliad XXIV // Humanitas. 2003. Vol. 16. No. 1. Р. 15–35.
20. Zanker G. The Heart of Achilles: Characterization and Personal Ethics in the Iliad. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996. 173 р.